вівторок, 5 березня 2019 р.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ПАРОВОЗОМ, РОСИЙСКИМ АВИАНОСЦЕМ "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ» И ТАНКОМ Т-72Б3М?

Не так давно в социальных сетях мировым сообществом активно обсуждались «эффектные» фото российского тяжелого крейсера «Адмирал Кузнецов» над которым подымался огромный столб черного дыма, больше характерный для тепловых электростанций прошлого столетия.

   
Столь тяжелый репутационный удар по единственному авианосцу ВМФ РФ российские СМИ попыталась объяснить временными трудностями, требующими конструктивной модернизации системы горения, форсуночной части и управления энергетической установки корабля. Насколько известно проблема не устранена и на сегодняшний день.  
Уже после этого «Адмирал Кузнецов» снова стал «героем» новостных хроник. Плавучий док, в котором осуществлялся ремонт авианосца, утонул, а сам корабль при этом получил серьёзные повреждения вследствие падения башенного крана.
По самым оптимистическим прогнозам, в строй корабль должен вернуться не ранее 2021 года.   В тоже время, не решив одной проблемы, российский    военно-промышленный комплекс умудрился «состряпать» сухопутного брата для многострадального «корабля вечного ремонта». Знакомьтесь, танк  Т-72Б3М. Последняя разработка уральских «танко-вагоностроителей», модификация основного боевого танка Т-72 «Урал», которому, к слову, в этом году исполниться  46 лет.    
            
Презентуя «новинку», конструкторы «Уралвагонзавода» отдельно отметили, что в моторно-трансмисионном отделении танка установлен форсированный дизельный двигатель В-92С2Ф. По сравнению с предшественником В-92С2 он якобы имеет заявленную мощность в 1130 л.с. при этом сохранив такие же габаритные размеры и устанавливается в силовое отделение танка без каких-либо доработок бронекорпуса.
Теперь о грустном, а если быть точнее, то более объективно. В феврале на подмосковном полигоне Алабино военнослужащие Таманской дивизии определяли лучший танковый экипаж в рамках первых отборочных соревнований «Танковый биатлон - 2019».
Выпуская в эфир репортаж о соревнованиях журналисты канала  "Москва-24", вероятно, хотели в очередной раз укрепить веру россиян в силу и мощь российской армии, но вышло с точностью наоборот. На видео «новые» танки Т-72Б3М дымили похлеще, чем в свое время вышеупомянутый авианосец невольно навевая ассоциации с паровозами глубокой древности.
Указанный репортаж (для любознательных предлагается  ссылка - https://tv.m24.ru/videos/175921...) традиционно вызвал шквал разнонаправленных комментариев, но в целом специалисты сошлись во мнении, что аномальный столб черного дыма явно свидетельствует о  нехватке воздуха  для «супердизеля». Именно поэтому при нажатии на педаль газа топливо, поступая из форсунок в камеру сгорания не успевает полностью сгорать, в буквальном смысле «вылетает в трубу».

Наиболее вероятная причина этого явления — так называемая «турбояма». Чтобы понять, что это такое нужно представить себе работу турбированного двигателя. Благодаря турбине в системе создается давление воздуха, из-за чего и осуществляется прирост мощности двигателя.   Но, разумеется, давление создается тогда, когда лопасти турбины вращаются с достаточной скоростью. Когда водитель резко жмет на педаль газа, турбине необходимо несколько десятых секунд, а иногда и целых секунд, чтобы создать необходимое давление и увеличить мощность и динамику двигателя. Вот этот интервал времени, между нажатием педали и раскруткой турбины и называется «турбоямой», то есть явлением, когда разгон происходит не сразу, а спустя некоторое мгновение.
Большинство производителей предпочитают решать эту проблему с помощью установки двух турбин, одна из которых больше и компенсирует провал при разгоне. В обычном режиме работает одна турбина, а при резком нажатии на педаль газа, начинает раскручиваться вторая, благодаря чему динамика разгона сглаживается и эффект «турбоямы» пропадает.   
Казалось, если причинно-следственная связь установлена, то дело за малым. Отозвать из войсковых частей партию бракованных Т-72Б3М обратно на завод или организовать выезд ремонтных бригад на места для установки дополнительной турбины.
На практике оказывается далеко не все так просто. Дело в том, что свободного места для второй турбины в мото́рно-трансмиссио́нном отделение Т-72Б3М больше нет -  размер двигателя и дополнительных агрегатов фактически соответствует объёму МТО.
О чем это говорит? О том, что ресурсный потенциал модернизации  Т-72, самого массового танка Вооруженных сил РФ, полностью исчерпан. Теперь качественное увеличение характеристик силовой установки боевой машины возможно только путем внесения изменений в геометрию бронекорпуса, а это уже совсем другой уровень конструкторских, технологических и финансовых усилий.
Итак, подведем итоги. Модернизация танка Т-72 до уровня Т-72Б3М,  в первую очередь установка форсированного дизельного двигателя В-92С2Ф, повлекла за собой уменьшение запаса хода машины по топливу в связи с его повышенным расходом. Надо отметить, что это один из ключевых показателей ТТХ тяжёлой военной техники определяющей ее возможности по маневру на территории, где происходят боевые действия.
Также обязательно будет сокращен гарантийный период эксплуатации силовой установки, что обусловлено ускоренным темпом износа ее деталей (в первую очередь форсунок и камеры сгорания) вследствие нарушения их нормальной работы.
Отдельно стоит упомянуть, что столб черного дымы, извергающийся из танка при движении, будет служить четким демаскирующим признаком на поле боя, тем самым превращаю грозную машину в удобную для противника мишень.
Смогут ли конструкторы «Уралвагонзавода» найти оптимальный способ устранить очевидные недостатки Т-72Б3М  покажет время, а пока что его «собратья», размещенные на территории «ДНР», демонстрируют прекрасные «лётные характеристики». По словам одного из боевиков, во время взрыва огромной мощности, башня танка улетела на  300 метров. Всему виной успешно проведенная диверсия неустановленной «партизанской группы» уничтожившая 8 таких машин (и снова для любознательных предлагается  ссылка - https://www.youtube.com/watch?v=C1yrYFK...).
P.S.  Впервые немецкие тяжелые танки "Тигр», на то время передовая немецкая разработка гитлеровской Германии, приняли участие в боевых действиях в августе 1942 года. Уже в январе 1943 года один из образцов был захвачен советскими подразделениями под Ленинградом и доставлен для углублённого изучения на испытательный полигон. Это позволило в сжатые сроки разработать средства огневого поражения адекватные уровню броневой защити немецкого танка. Говорят, история циклична и поэтому не исключено, что похожая участь ждет и передовые российские танки, если они посмеют пересечь грань.

Немає коментарів:

Дописати коментар