Президент Владимир Зеленский во вторник, 10 марта, внес в парламент законопроект №3196 «О внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины», определив его как неотложный. Текст документа еще не появился на сайте парламента.
Вряд ли законопроект дойдет до принятия в Раде в первоначальном виде, но первое впечатление о проекте закона, какие изменения в работе СБУ он предусматривает и сильно ли отличается от действующего законодательства, «Слово и Дело» расспросило адвоката «Столичной коллегии адвокатов» Геннадия Дубова.
По словам юриста, сама формулировка названия законопроекта «относительно усовершенствования организационно-правовых основ деятельности СБУ» предусматривает детализацию и уточнение многих ранее спорных моментов в ныне действующем законе.
Геннадий Дубов отметил, что реформа СБУ проходит мягче, чем в других правоохранительных органах.
«Во время отчета силовиков в Верховной раде к главе СБУ Баканову особых претензий не было. В информационном поле его тоже мало критиковали, поэтому можно сказать, что реформа СБУ более умеренная, чем реформы других органов, что, на мой взгляд, оправдано», – пояснил юрист.
В законопроекте выносится 5 основных пунктов, касающихся функций Службы:
- контрразведка;
- управление рисками государственной безопасности;
- оперативно-розыскная деятельность;
- деятельность по обеспечению гостайны;
- досудебные расследования правонарушений, угрожающих госбезопасности.
Дубов добавил, что в рамках функций Службы выписаны ее полномочия (их 43): «Они детально расписаны, вплоть до того, в каких случаях разрешено применять физическое воздействие, возможность вербовать агентов».
В законопроекте используется термин «потребители информации», собранной СБУ – это силовой блок, президент, глава Верховной рады, премьер-министр, секретарь СНБО и органы безопасности.
«Много внимания в законе уделено полномочиям в части кибербезопасности. Я так понимаю, что именно этот блок деятельности хотят усилить, что логично в наше время. Также в законопроекте регулируются все вопросы обеспечения деятельности СБУ и социальной защиты ее сотрудников», – подчеркнул юрист.
Что касается главы Службы безопасности, то законопроект предусматривает, что, как и сейчас, он будет назначаться (на 6 лет) и увольняться Верховной радой, по представлению президента.
«Нет такого, как с главой НАБУ или директором ГБР, которые избираются на основе конкурса, или же как при увольнении генпрокурора, где предусмотрено, что парламент выражает недоверие, которое при желании может быть резиновым. Уволить главу СБУ можно будет как по стандартным причинам – его заявление об увольнении, состояние здоровья, дееспособность, получение иностранного гражданства, так и за нарушение законов Украины, Конституции и систематическое неисполнение им служебных обязанностей и/или выявление несоответствия занимаемой должности», – пояснил Геннадий Дубов.
По его словам, если для увольнения директора НАБУ необходим приговор суда за уголовное преступление или определенные выводы аудита, то для увольнения главы СБУ законопроект не предусматривает непреодолимых препятствий, но при этом должны быть и обоснованные претензии к главе СБУ.
Планируется также установить граничную численность Службы. Проект закона предусматривает, что в СБУ будут работать 15 тысяч лиц, а на момент особого, чрезвычайного или военного положения – до 20 тысяч. При этом численность сотрудников ежегодно будет уменьшаться достаточно плавно – с 25 тысяч лиц в 2021 году (если законопроект к тому времени вступит в силу) до 15 тысяч сотрудников в 2027 году (включая курсантов).
Как отметил Геннадий Дубов, в законопроекте также фиксируется денежное обеспечение, которое постепенно будет увеличиваться до 2027 года. Должностной оклад главы Службы безопасности будет составлять 75 прожиточных минимумов для трудоспособных и самый низший ранг сотрудника СБУ (шестой категории) – от 10 до 15 прожиточных минимумов.
«Так же, как с численностью сотрудников СБУ, увеличение денежного содержания будет происходить постепенно: с 2021 года – 40% от предусмотренного законом размера выплат и в полной мере – с 2027 года», – уточнил юрист.
Отдельный раздел законопроекта касается надзора и контроля за СБУ. «Очевидно, что если речь идет об уголовных производствах, то имеет место прокурорский контроль. Кроме этого предусмотрен контроль президента за деятельностью Службы. Он заключается в том, что глава Службы ежегодно подает отчет о деятельности СБУ. Президент имеет право запрашивать текущую информацию по профилю деятельности Службы. Также предусмотрено регулярное информирование замов, которых глава СБУ назначает по согласованию с президентом», – отметил Геннадий Дубов.
Парламентский контроль в законопроекте прописан через отчет сотрудников СБУ на профильных комитетах, также – со стороны уполномоченного по правам человека и за счет аудита Счетной палаты.
Что касается выбора подследственности по тем или иным уголовным делам, Дубов отметил, что особых изменений законопроект не предусматривает.
«Можно сказать, что подследственность в уголовной части остается. Но в то же время Служба может обратиться к генпрокурору или его заместителю по изменению подследственности, если какое-то преступление касается государственной безопасности. Тогда генпрокурор своим постановлением может передать это дело в ведение Службы», – акцентировал юрист.
В целом, по мнению Дубова, судя по законопроекту, предусматривается аккуратное реформирование Службы безопасности.
«В наших условиях это оправдано, поскольку у нас уже есть неоднозначный опыт по реформированию правоохранительной системы. Очевидно, что неправильно было бы, скажем, отправлять на переаттестацию разведчиков, если в комиссию входили бы представители гражданского общества. В силу специфики органа и согласно законопроекту, нельзя сказать, что каким-то образом радикально усиливаются полномочия СБУ. Не видно, чтобы авторы хотели построить какого-то монстра, все достаточно умерено. Законопроект решает организационные вопросы, в то же время не разрушая то хорошее, что еще есть», – отметил Дубов.
Юрист не исключил, что в ходе прохождения законопроекта в Раде наибольшие баталии могут разгореться в части правок относительно кибербезопасности и контрразведки.
«Есть традиционная борьба между правоохранителями. Все тянут на себя определенные функции в части той же кибербезопасности и контрразведки. МВД давно пытается быть первым номером в этой тематике. То же касается и борьбы с контрабандой и негласным снятием информации. Интерес любых органов в том, чтобы максимально сузить возможности другого, тем самым повышая свою роль», – резюмировал Геннадий Дубов.
Ко второму чтению, когда станет понятно, что к проекту закона добавили или убрали из него, можно будет говорить более детально.
Немає коментарів:
Дописати коментар