В современной Украине слежка за журналистом вызывает предсказуемую реакцию общества. После убийств Георгия Гонгадзе и Павла Шеремета нарисовать картину локального апокалипсиса легко. Нужно лишь правильно расставить акценты.
Вот и недавнее сообщение журналистов «Bihus.info» об обнаружении слежки за собой привлекло к себе внимание. Как оказалось, сотрудники редакции обладают достаточными навыками, чтобы выявить наблюдение за собой в мегаполисе. «На разборки» с обидчиком оператора приехал сам Денис Бигус, после чего «Украинская правда» не преминула сообщить, что слежка была обнаружена после попыток выяснить место проживания главы СБУ Василия Грицака.
Стоп, а теперь давайте подробнее: в стране, ведущей гибридную войну против России, журналисты пытаются выяснить место проживания главы спецслужб, по должности представляющего серьезный интерес для своих оппонентов. Наверное, это не преступление с точки зрения норм УПК, но действия, которые противоречат здравому смыслу. Помнится, принципом «После нас – хоть потоп» руководствовались не антикоррупционеры, а некая маркиза Помпадур, ставшая одним из символов абсолютизма. Интересно, поддерживает ли подобные действия «Антикоррупционная инициатива ЕС», являющаяся партнером партнером «Bihus.info» в расследованиях? Например, после уничтожения российскими спецслужбами с помощью адских машинок контрразведчика Александра Хараберюша и разведчика Кирилла Шаповала. И задумываются ли сами журналисты о последствиях своих поисков? Если нет, то «старшие товарищи» из Евросоюза должны подсказать, что подобные расследования не только несут угрозу конкретным гражданам, но и дискредитируют расследователей. Не хочется думать, что журналисты искали место жительства Василия Грицака, чтобы продать подороже полученные данные.
Кстати, украинское общество вполне может понаблюдать за судьбой расследователей, поскольку в Украине они зачастую меняют профессию, предпочитая депутатский мандат. Например, Сергей Лещенко стал народным депутатом по спискам пропрезидентской партии БПП, оперативно с ней рассорился, но покидать ряды ее парламентской фракции не рискует. Лещенко отметился покупкой фешенебельной квартиры в центре Киева, на которую (по официальной версии) занял деньги у мамы, экс-главного редактора и любимой девушки. Аналогичная «квартирка» и у Светланы Залищук, вместе с Лещенко и Мустафой Найемом искавшей путь в большую политику в 2014-м. Они втроем пришли в парламент, но уже добрый три года находятся в поиске нового политического проекта. И, конечно же, новых доходов.
Очень интересен в этом плане пример Дмитрия Гнапа – еще одного расследователя, начинавшего свою карьеру в Донецке в «Нашей Украине», которой руководил Антон Клименко – родной брат руководителя Минсдоха при Викторе Януковиче Александра Клименко. Экс-министра называют одним из тех, кто не смирился с необходимостью прекратить любую политическую активность в Украине. Гнап пытался сделать себе громкое имя на Panama Papers, направленных на дискредитацию Петра Порошенко, а в июне 2018-го объявил о намерении баллотироваться в президенты. Правда, его шансы не дотягивают пока даже до статистической погрешности.
Несложно догадаться, что в одном из партийных списков на парламентских выборах 2019 года появится и Денис Бигус. Он склонен выдавать расследования на конвейер в еженедельном режиме в телепрограмме «Наші гроші з Денісом Бігусом», грозить разоблачениями, изучать электронные декларации государственных служащих, словно подменяя своими действиями НАПК. Бигус делает ставку на громкие заголовки, но его выводы не становятся основой для уголовного преследования нарушителей закона. Но разоблачения транслируются максимально шумно, дабы добиться эффекта максимального освещения в лучших традициях «желтой прессы».
Наверное, украинском обществу пора задуматься о цене и мотивации бурно растущей когорты расследователей, отлично научившихся привлекать к себе внимание, но предпочитающих конвертировать их в собственные политические перспективы, а не в общественный интерес. И этот рост будет продолжаться, пока украинское общество будет подхватывать дешевые сенсации, которые могут нести угрозу государственности, а иногда и жизни обычных граждан.
Немає коментарів:
Дописати коментар